Шпаргалка оратора от Брайана Трейси: правила презентации

Бесплатная школа YouTube 3.0

В ходе подготовки выступления вы должны подумать и о визуальных элементах, которые можно использовать, чтобы проиллюстрировать свои мысли и идеи и сделать их более яркими и наглядными для аудитории.

Итак, пользоваться приложением PowerPoint или нет? Ответ на этот вопрос зависит от многих факторов. В профессиональной среде часто можно услышать такое выражение: «Смерть от PowerPoint». У многих спикеров настолько вошло в привычку пользоваться во время презентаций этим программным приложением, и они так много внимания уделяют содержанию слайдов, что теряются индивидуальность и общий смысл их слов. Если вы собираетесь использовать эту программу, что бывает вполне уместно в определенных случаях, соблюдайте следующие несколько правил.

 

Правило 5 х 5

Первое и главное правило: на слайде должно быть написано не более пяти строк, а в каждой строчке — не более пяти слов. Никогда не превышайте это количество. Лишние строчки и слова будут отвлекать вашу аудиторию и даже сбивать ее с толку. Исключения из правила возможны лишь в том случае, если вы проводите презентацию для небольшой группы людей или в небольшом помещении.

Независимо от того, из какого количества пунктов состоит ваша презентация, всегда приводите и комментируйте только один. Не допускайте ошибку, разом выводя на экран целиком весь слайд, — аудитория начнет читать его и перестанет обращать внимание на ваши слова.

Недавно я принимал участие в конференции одной транснациональной корпорации. Передо мной в течение часа выступал президент компании. Его презентация в PowerPoint состояла из одного-единственного слайда — таблицы с бессчетным количеством строк и колонок, полных цифр, которые были одинаково плохо видны и понятны аудитории. Сам оратор, комментируя эти числа, все время разговаривал с экраном — и так целый час! Поскольку он был президентом компании, все слушатели хранили вежливое молчание, но давалось оно им с превеликим трудом. Не допустите, чтобы с вами произошло нечто подобное.

 

Стойте к аудитории лицом

Второе правило: во время презентации не поворачивайтесь к аудитории спиной. Держите ноутбук перед собой, чтобы вы видели, какой слайд отображается на экране позади вас. Перелистывая слайды презентации в PowerPoint,

не отводите глаз от слушателей. Ни на минуту не забывайте, что вы говорите именно с ними. В те моменты, когда вы не комментируете строчки слайда, нажмите клавишу латинской буквы «B» на клавиатуре ноутбука, чтобы затемнить экран. Помните: ваше лицо — самый важный элемент любой презентации, но до тех пор, пока слова остаются на экране, глаза людей, сидящих в аудитории, будут перебегать с вашего лица на экран и обратно, как у зрителей теннисного матча.

 

Дайте свет, пожалуйста

Очень важно, чтобы во время демонстрации слайдов ваше лицо оставалось хорошо освещенным. Я не перестаю удивляться тому, как часто руководители корпораций соглашаются пребывать в темноте, пока проектор и экран купаются в лучах света. Бывает, топ-менеджер компании проезжает полмира, чтобы прибыть на конференцию, тратит массу времени на подготовку презентации, а за тем на протяжении всего выступления остается в «сумеречной зоне», и аудитория не может ни разглядеть его, ни установить с ним контакт.

 

PowerPoint — всего лишь наглядное пособие

Используйте PowerPoint лишь как реквизит и не допускайте, чтобы слайды стали центром внимания. Вы — самый важный элемент презентации, а PowerPoint —

просто помощник, при содействии которого вы проиллюстрируете свои мысли и сделаете их более наглядными для аудитории. Если вы решили воспользоваться этим приложением, попрактикуйтесь и отрепетируйте свою презентацию. Сделайте хотя бы три-четыре пробных прогона до официального выступления. И наконец, перед выходом на сцену проведите генеральную репетицию, чтобы удостовериться, что PowerPoint и проектор подключены правильно и работают без сбоев.

 

Подготовьтесь к неожиданностям

Наверняка вам хотя бы раз доводилось присутствовать на презентации, во время которой весь монолог вертелся вокруг PowerPoint, а затем вдруг происходил сбой в программе, и она переставала функционировать. В таких ситуациях выступающий обычно теряется, судорожно щелкает пультом, но ничего не происходит. Тут же на сцену сбегаются люди и наперебой начинают давать советы, как починить аппаратуру. Затем все бросаются искать технического специалиста, который, как водится, ушел в другую часть здания. Семинар или презентация останавливается. Слушатели слоняются по залу с глупым и беспомощным видом. Если вы проведете перед выступлением полноформатную генеральную репетицию, то с большой долей вероятности вам удастся застраховать себя от подобных казусов.

 

Не отпускайте внимание аудитории от себя и своего послания

В любом случае, даже если собираетесь использовать PowerPoint, начните выступление с яркого и четкого заявления, которое придаст энергию и направление всему дальнейшему спичу. А уже затем можете обратиться к приложению, чтобы проиллюстрировать свои главные мысли и продемонстрировать важные числа и их взаимосвязь. Когда закончите с PowerPoint, затемните экран. Это гарантия того, что все внимание слушателей снова будет обращено к вам и вашему посланию.

 

По мотивам книги «Убеждение» Брайана Трейси

 

Бесплатная школа YouTube 3.0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *